Информация от Росреестра
Росреестр обращает внимание граждан, что закон «О садоводстве и огородничестве» не изменяет заявительный порядок регистрации недвижимости
Управление Росреестра по Астраханской области обращает внимание граждан, что Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2019 года, не изменил порядка кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости.
В соответствии с законодательством кадастровый учет и регистрация прав носят заявительный характер. Это означает, что закон не обязывает граждан оформлять принадлежащие им объекты недвижимости, а проведение этих процедур возможно только по желанию их владельцев.
Для проведения кадастрового учета и регистрации прав на теплицу она должна отвечать признакам недвижимости: быть прочно связана с землей, ее перемещение должно быть невозможно без несоразмерного ущерба ее назначению. Если теплица не отвечает признакам объекта недвижимости, ее не надо оформлять.
Для регистрации объекта недвижимости, в том числе теплицы (если она таковым является), необходимо обратиться с соответствующим заявлением и пакетом документов в офисы АУ АО «МФЦ». При этом для одновременного проведения кадастрового учета и регистрации прав достаточно предоставить одно заявление. Документы на проведение этих процедур можно направить в Росреестр в электронном виде, заполнив специальные формы на сайте Росреестра www.rosreestr.ru Документы можно также подать при личном обращении в офисы АУ АО «МФЦ» на всей территории России. Кроме того, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области обеспечивает экстерриториальный принцип оказания услуг. Это означает, что, если принадлежащий вам объект недвижимости расположен не в городе вашего проживания, вам не надо никуда ехать, чтобы поставить его на кадастровый учет или оформить в собственность. Оформить свою недвижимость можно в городе вашего нахождения.
Осуществление государственного кадастрового учета в связи с узаконением переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме
С 08.01.2019 вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме» от 27.12.2018 №558-ФЗ (далее – Федеральный закон №558-ФЗ).
В отличие от ранее действовавшего законодательства, регламентирующего порядок переустройства и перепланировки «жилого помещения» (глава 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Федеральным законом №558-ФЗ данный порядок предусмотрен для «помещений в многоквартирном доме». До указанных изменений переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения проводились в рамках капитального ремонта.
В силу положений ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме; перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном ч. 2 ст. 40 ЖК РФ;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные п. п. 4 и 6 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), документы, предусмотренные п. 2 ч 2 ст. 26 ЖК РФ. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в ЕГРН;
технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 ст. 26 ЖК РФ документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии со ст. 26 ЖК РФ возложена на заявителя.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 26 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 №266 утверждена форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Предусмотренный ч. 5 ст. 26 ЖК РФ документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Согласно ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (п. 4 ст. 29 ЖК РФ).
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ (далее – Федеральный закон), органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке).
При обращении в орган регистрации прав заинтересованного лица с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН в рамках положений ст. 33 Федерального закона орган регистрации прав самостоятельно запрашивает необходимые документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Таким образом, с 08.01.2019 установлен единый порядок организации проведения переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, как жилых, так и нежилых.
Следует отметить, что переустройство и (или) перепланировка помещения не влечет изменение права собственности на такое недвижимое имущество определенного лица, соответственно, юридический акт признания и подтверждения прав органом регистрации прав не совершается. При внесении сведений в ЕГРН в такой ситуации важно наличие документов, подтверждающих соблюдение установленного законом порядка узаконения перепланировки и (или) переустройства.
В этой связи, если перепланировка (переустройство) нежилого помещения в многоквартирном доме осуществлены до вступления в силу Федерального закона №558-ФЗ в соответствии с ранее действовавшим порядком (в рамках капитального ремонта), что подтверждает кадастровый инженер в заключении, являющемся неотъемлемой частью технического плана, препятствий для внесения сведений в ЕГРН по заявлению правообладателя не усматривается.
Значимость согласования границы земельного участка
Управление Росреестра по Астраханской области разъясняет о необходимости согласования местоположения границ земельного участка которая, чаще всего, возникает при уточнении границ земельного участка.
Многим знакомы ситуации, когда недобросовестные соседи, первыми заказавшие кадастровые работы по уточнению границ своего участка, захватывают часть чужого участка сведения о границе которого, не внесены в единый государственный реестр недвижимости.
Для того чтобы оградить себя от этих проблем, необходимо при согласовании границ земельного участка, очень внимательно ознакомиться с проектом межевого плана, попросить кадастрового инженера показать на местности, какие границы подлежат уточнению, и только после этого подписать акт согласования местоположения границ земельного участка.
Порядок согласования местоположения границ земельного участка установлен ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Необходимо помнить, что согласование местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы, проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненно наследуемого владения, постоянно (бессрочного) пользования, аренды (если договор аренды заключен на срок более 5 лет).
Согласование местоположения границ земельного участка по выбору кадастрового инженера может проводиться посредством проведения собрания заинтересованных лиц (при надлежащем опубликовании и направлении извещения о проведении собрания, содержащем в себе все необходимые данные) или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
Важно отметить, что все возникшие споры, после оформления акта согласования границ земельного участка решаются в судебном порядке.
Акт согласования местоположения границ земельного участка подлежит передаче в орган регистрации прав для постоянного хранения.
* * * * * *
Порядок возврата излишне уплаченной государственной пошлины.
Государственная пошлина является обязательным платежом для оформления различных документов. Для совершения данного платежа необходимы реквизиты, по которым и осуществляется оплата на необходимый расчетный счет. Однако не редкостью является ситуация, когда оплата государственной пошлины поступает на неправильный номер счета. Это может быть обусловлено ошибкой кассира или плательщика при заполнении реквизитов для платежного поручения. Кроме того, ошибка при оплате госпошлины зачастую возникает из-за наличия устаревших реквизитов, которые сегодня можно повсюду встретить в Интернете.
Если такая ситуация произошла, то перед плательщиком возникает вопрос: «Как вернуть оплату государственной пошлины?». В первую очередь, следует выяснить, по каким причинам может быть осуществлен возврат оплаты государственной пошлины. Следует сказать, что госпошлина возвращается далеко не всегда.
Все случаи возврата госпошлины перечислены в п. 1 ст. 333.40 НК РФ. Например, если плательщик заплатил больше, чем надо. Другой случай - отказ в государственной регистрации при уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним. В этом случае госпошлина не возвращается. А при прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.
Возврат оплаты государственной пошлины возможен только лишь в том случае, если у плательщика есть на руках все необходимые документы. Прежде всего, плательщик должен предоставить заявление ее администратору, в котором будут указаны основания и причины возврата средств (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).
Администратора можно определить по трем первым цифрам КБК, на который платили пошлину (Приложение N 3 к Приказу Минфина от 08.06.2018 N 132н). Если это 321, администратор – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно п.3 ст. 333.40 НК РФ, к заявлению о возврате госпошлины необходимо приложить подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов. Кроме вышеуказанных документов, плательщику желательно также предоставить реквизиты счета, на который будут возвращены денежные средства, в случае положительного ответа.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
Возможность возврата оплаты государственной пошлины актуальна только лишь в течение трех лет со дня ее уплаты. При этом плательщик имеет возможность восстановить пропущенный срок. Для этого ему необходимо подать исковое заявление в суд.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, как правило, осуществляется в течение одного месяца после подачи соответствующего заявления. Причем решение о целесообразности и возможности совершения такой операции принимается уже через 10 дней после получения заявления от плательщика. Несоблюдение этих сроков предусматривает законодательством возврат денежных средств из бюджета с насчитанными процентами.
Так, в Красноярский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области за 2018 год поступило 5 заявлений, из которых 4 заявления от физических лиц и 1 заявление от юридического лица. Заявления были поданы по следующим причинам и снованиям:
- в связи с переплатой;
- в связи с прекращением государственной регистрации.
Решение о возврате было вынесено по трем заявлениям, т.е. 60% из заявителей получили излишне уплаченные денежные средства, а по остальным двум заявлениям был вынесен отказ в возврате излишне уплаченной суммы от уплаты денежных средств, т.к. услуга по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним была предоставлена.
В целом возврат государственной пошлины является сложным процессом, который имеет множество нюансов. Поэтому, если плательщик все-таки столкнулся с подобной проблемой, ему необходимо подойти к ее решению с максимальной ответственностью.
* * * * * * * * * * * * * * *
Подача заявления в электронном виде
У многих крупных обладателей недвижимости может возникнуть вопрос о том, как подать заявление на постановку своих объектов на кадастровый учет, а впоследствии и зарегистрировать право на них в электронном виде.
В настоящее время на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru создан раздел «Личный кабинет». С помощью сервиса можно воспользоваться многими услугами, оказываемыми Росреестром и кадастровой палатой в электронном виде, в том числе: подать заявление в электронном виде на осуществление кадастрового учета и/или регистрацию права.
Чтобы воспользоваться услугой, необходимо перейти в раздел «Личный кабинет» на главной странице официального сайта Росреестра www.rosreestr.ru. На открывшейся странице необходимо выбрать услугу в соответствии с целью обращения и заполнить предлагаемую форму. Следует отметить, что при заполнении формы заявления в электронном виде заявителю необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных.
Заявитель пошагово заполняет форму обращения, с указанием разделов, обязательных для заполнения. В случае если какой-либо раздел не будет заполнен, либо заполнен некорректно, программа выведет на экран соответствующее сообщение. После того, как данные о заявителе будут заполнены, к заявке необходимо приложить электронные копии документов. Документы должны быть прикреплены вместе с файлами усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Электронные образы документов должны быть сохранены в формате PDF, а электронные документы – в формате XML. После добавления приложенных документов происходит проверка введенных данных и подписание заявления УКЭП заявителя.
На завершающем этапе в информационном окне будет указан номер обращения, а также ссылка, по которой можно проверить статус запроса. На электронную почту, указанную в обращении, поступит информационное письмо о поступлении документов на осуществление кадастрового учета и/или регистрацию права. Государственная услуга по осуществлению кадастрового учета предоставляется бесплатно. Если же необходимо зарегистрировать право на объект, то в письме будет указан «Код платежа», а также сумма к оплате.
После проведения действий по кадастровому учету и/или регистрации права, в личный кабинет правообладателя поступит информация с ссылкой на электронные документы. С помощью сервиса «Проверка электронного документа» также размещенного в личном кабинете можно просмотреть документы, предоставленные в электронном виде в формате PDF, а также проверить УКЭП.
При возникновении вопросов по заполнению форм заявлений, размещенных в личном кабинете, можно проконсультироваться по телефону горячей линии Ведомственного центра телефонного обслуживания Росреестра: 8-800-100-34-34, звонок по России бесплатный.